Функциональные обязанности классного руководителя
04.08.2018, 12:11

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

________________ Савина Л.В.

протокол №5 от 01сентября 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 24

___________ Е.А. Лаврова

приказ № 334 от 27.10.14

 

 

Функциональные обязанности классного руководителя.

______________________________________________________________________________

  1. Общие положения.
    1. Настоящая инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность классного руководителя МБОУ СОШ №24; разработана на основе Трудового кодекса РФ (в редакции ФЗ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ), Законов об образовании РФ, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») (утверждён приказом МЗиСР РФ от 14.08.2009 г. № 593, Порядка применения ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих (утверждён Постановлением Минтруда и соц.развития РФ от 9.02. 2004 г. № 9), Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом МОиН РФ от 27.03.2006 г. № 69, Приказа МЗиСР РФ от 5.05.2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений (Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 N 21), Устава, коллективного договора и других локальных актов МБОУ СОШ №24.

.Функциональные обязанности классного руководителя (без занятия штатной должности) возлагаются приказом директора МБОУ СОШ №24 на учителя (педагогического работника) МБОУ СОШ №24, имеющего среднее специальное или высшее профессиональное педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы, как правило, ведущего преподавательскую (другую педагогическую) деятельность в данном классе.

Классный руководитель должен иметь необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.

Функциональные обязанности классного руководителя не могут быть возложены на лицо, которому в соответствии с законом педагогическая работа запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.

Оплата труда за выполнение обязанностей классного руководителя производится на основании коллективного договора, локальных актов. Положения об установлении надбавок, доплат, оказания материальной помощи и премировании сотрудников ОУ, договора с учителем и приказа директора. Рабочее время классного руководителя специально не регламентируется, в табеле учёта рабочего времени не указывается.

1.2. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя, выполняющего функции классного руководителя эти функции могут быть возложены на других учителей, имеющих соответствующую профессиональную подготовку. Временное выполнение этих функций осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3. При необходимости, по взаимному согласию, учитель, работающий в ОУ, может быть привлечён администрацией к выполнению педагогической работы по временному выполнению обязанностей классного руководителя отсутствующих учителей с учётом профессиональной квалификации.

1.4 Учитель, выполняющих функции классного руководителя (далее «классный руководитель»), подчиняется директору ОУ и непосредственно заместителю директора по воспитательной работе, обязан выполнять приказы и распоряжения директора, соблюдать требования настоящей инструкции, трудового договора (контракта), коллективного договора, локальных актов МБОУ СОШ №24.

1.5. Классный руководитель должен знать и использовать в своей деятельности:

- приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

- Конституцию РФ, законы РФ и Свердловской области об образовании,

-Типовое положение об общеобразовательном учреждении,

-указы Президента РФ, решения Правительства РФ,

- органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; вопросы обучения и воспитания детей и молодежи

- Конвенцию о правах ребенка;

- - психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, психологию, физиологию, школьную гигиену; педагогическую этику;

- новейшие тенденции, способы и формы воспитательной деятельности, современные технологии воспитания, теорию и методы управления образовательными системами, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;

- специфику развития интересов и потребностей обучающихся, основы их творческой деятельности;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- трудовое законодательство;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- требования санитарных норм к организации учебного процесса в общеобразовательном учреждении; правила по охране труда и пожарной безопасности;

- Устав, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты ОУ, настоящую инструкцию.

1.6. Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

1.7. Задачи деятельности классного руководителя:

- формирование и развитие коллектива класса;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- формирование у учащихся здорового образа жизни;

- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности учащихся;

- защита прав и интересов обучающихся;

- организация системной работы с обучающимися в классе;

-гуманизация отношений между обучающимися и педагогическими работниками;

- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

1.8. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

2. Функциональные обязанности

2.1. Классный руководитель строит свою деятельность как целенаправленный, системный, планируемый процесс, на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом МБОУ СОШ №24, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений, уровня воспитанности обучающихся, социальных и материальных условий их жизни и других значимых факторов.

Свою организационную и воспитательную работу классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами общешкольного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей) и родительским комитетом класса, и другими педагогами (социальными педагогами, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования).

2.2. Функции классного руководителя

2.2.1. Аналитическая функция:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива;

- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося;

- изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на учащихся класса;

2.2.2. Прогностическая функция:

- прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива;

- прогнозирование результатов воспитательной деятельности;

- построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе ОУ;

2.2.3. Организационно-координирующая функция:

- формирование классного коллектива;

- организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе, в системе дополнительного образования, в том числе образовательного процесса;

- оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления;

- поддержание связей семьи и школы, школы и социума, установление контактов с родителями или законными представителями (далее «родители») обучающихся, оказание им помощи в воспитании (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.), проведение "малых педсоветов", тематических и других мероприятий;

- содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и вне ее;

- защита прав учащихся;

- организация индивидуальной работы с учащимися;

- участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики;

-ведение документации классного руководителя (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2.2.4. Коммуникативная функция:

- развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися, между учащимися и взрослыми, установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися, а также с учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом ОУ;

- оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу;

-содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника;

- оказание помощи воспитанникам в формировании коммуникативных качеств, установлении отношений с окружающими детьми, социумом.

2.3. Обязанности классного руководителя:

2.3.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости, воспитанности, здоровья и динамики общего развития своих воспитанников, с учётом их возможностей, интересов и потребностей, влияния внешних условий;

Совместно с медицинским работником, родителями контролировать состояние здоровья обучающихся класса, обеспечивать соответствующий режим двигательной активности, способствовать проведению профилактических лечебно-оздоровительных мероприятий.

2.3.2. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе, вовлекать учащихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов. Развивать систему самоуправления в классном коллективе.

Способствовать вовлечению учащихся класса в различные кружки, секции, клубы по интересам, как на базе МБОУ СОШ №24, так и на базе учреждений дополнительного образования микрорайона, города..

2.3.3. Изучать индивидуальные особенности личности учащихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе. Оказывать консультативную помощь учащимся в ведении портфолио (папки личных достижений), способствовать учащимся в овладении навыками самооценки, самоанализа, профессионального самоопределения, в том числе осознанного выбора профиля обучения, формирования индивидуального учебного плана, учитывающего индивидуальные склонности и способности учащихся.

Принимать участие в разработке методических и информационных материалов по профессиональной ориентации учащихся, анализу профессиональных индивидуальных склонностей и способностей учащихся класса.

2.3.4.Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы.

Проводить мероприятия по пропаганде правовых знаний, в том числе знакомить с мерами административной и уголовной ответственности несовершеннолетних за совершённые правонарушения, преступления.

2.3.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций. При необходимости использовать помощь и поддержку специалистов других заинтересованных ведомств и учреждений.

2.3.6. Содействовать социальной, психологической и правовой защите учащихся.

2.3.7. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования детей, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).

Совместно осуществлять подготовку и проведение выездных мероприятий – посещение выставок, музеев, театров, учебных заведений, производственных предприятий и организаций, содействовать подготовке и участию учащихся класса в олимпиадах, конкурсах, конференциях, смотрах, соревнованиях различных уровней.

2.3.8. Пропагандировать среди учащихся класса и их родителей здоровый образ жизни, правильное и полноценное питание учащихся в учебные дни, содействовать привлечению учащихся к занятиям спортом во внеурочное время, проводить профилактические мероприятия по противодействию вредным привычкам и т.п.

2.3.9. Регулярно информировать родителей (законных представителей) учащихся об успехах или неудачах, созывать плановые, а при необходимости и внеплановые родительские собрания, направлять деятельность классного родительского комитета.

Проводить консультирование, просветительскую работу для родителей - знакомить их с элементами основ педагогики, возрастной психологии, физиологии и гигиены детей и подростков, правовыми и социологическими аспектами воспитания детей и т.п. , посредством обсуждения этих вопросов на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, рекомендаций популярных научно-педагогических изданий, размещением материалов на страничке для родителей сайта ОУ.

2.3.10. Контролировать посещение учебных занятий и успеваемость учащихся своего класса. Еженедельно проверять ведение дневников (в том числе электронных), выставление текущих и итоговых оценок, наличие подписей родителей.

2.3.11. Организовать пребывание учащихся класса в учебные дни в ОУ, обеспечить соблюдение ими правил для учащихся (организация своевременного прибытия, присутствие и поведение на уроках, форма одежды, мероприятиях и переменах, убытие по завершении учебной деятельности).

.3.12. Координировать работу учителей-предметников работающих в классе, с целью повышения качества обучения, недопущения неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи в учебе, вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую, творческую деятельность с учётом их способностей и склонностей.

При необходимости организовать и контролировать индивидуальное обучение на дому, обеспечив посильное активное участие больного ребёнка в жизнедеятельности класса.

2.3.13. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, годовым планом работы

2.3.14. Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.

2.3.15. Вести документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал, в том числе электронный), по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности учащегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.) а также своевременно и в полном объёме заполнять все электронные формы мониторингов, отчётов, информаций по классу.

2.3.16. Повышать свой профессиональный уровень в сфере педагогики и психологии.

2.3.17. Соблюдать требования охраны труда, безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения учебных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий.

2.4. В процессе своей деятельности классный руководитель:

2.4.1. Использует формы работы: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.): коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

2.4.2. Обеспечивает целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса;

2.4.3. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.4.4. Вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в деятельности педагогического совета и иных коллегиальных, профессиональных и общественных органах, а также в деятельности методического объединения классных руководителей, научно-методических конференциях, предметных неделях и других формах методической работы, включая публикации теоретических и практических научно-методических разработок по предмету в профессиональных, педагогических и научно-методических изданиях и электронных СМИ.

2.5. Обо всех возникших чрезвычайных ситуациях, происшествиях, нарушениях правил и норм охраны труда, противопожарной безопасности, нарушениях дисциплины, педагогической этики, конфликтных ситуациях возникших с участниками образовательного процесса классный руководитель немедленно информирует непосредственного руководителя и директора МБОУ СОШ №24.

2.6. Контролирует соблюдения учащимися делового стиля одежды, закрепленного ОУ, санитарно-гигиенических требований к внешнему виду.

3. Права

3.1. Классный руководитель, являясь педагогическим работником МБОУ СОШ №24 по основной должности, имеет право:

- участвовать в управлении МБОУ СОШ №24 в порядке, определяемом Уставом, коллективным договором и соответствующими локальными актами МБОУ СОШ №24;

- своевременно получать на оперативных совещаниях при администрации, на заседаниях методического объединения учителей, классных руководителях через электронные и печатные средства информацию о действующей или вновь поступившей нормативно – правовой, организационно-методической документации регламентирующей образовательный процесс, в том числе по воспитательной работе;

- вносить предложения руководителям методических объединений и служб, администрации по вопросам совершенствования образовательной деятельности, улучшения условий труда;

- бесплатно пользоваться учебной, научно-методической библиотекой, цифровыми образовательными ресурсами, иметь доступ к сети интернет;

- в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами самостоятельно выбирать и использовать методики воспитания;

- повышать свою квалификацию путём самообразования, а также в учреждениях высшего профессионального образования и в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;

- аттестоваться на соответствующую квалификационную категорию (по основной должности) и получить её в случае успешного прохождения аттестации;

- иметь в соответствии с учебной нагрузкой, с учётом требований санитарных норм и правил к организации учебного процесса, а также Правилами внутреннего трудового распорядка для работников МБОУ СОШ №24) методический день, сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск;

- одновременно с основной заработной платой в полном объёме получать доплату за выполнение функций классного руководителя предусмотренную договором в сроки, установленные коллективным договором;

- получать пенсию за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- иметь дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, а также коллективным договором

3.2. Классный руководитель, являясь по основной должности педагогическим работником, пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Законом РФ «Об образовании».

4. Ответственность

4.1. Классный руководитель, являясь по основной должности педагогическим работником МБОУ СОШ №24, несет ответственность за:

- своевременное и качественное осуществление возложенных на него дополнительных функциональных обязанностей классного руководителя;

- организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

- соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и охраны труда

- своевременное и качественное оформление служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;

- предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;

- своевременное прохождение планового медицинского обследования и предоставление заверенной медицинской книжки с допуском к работе в образовательном учреждении;

- оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений требований охраны труда, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности образовательного учреждения, его работникам и обучающимся.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов обучения и воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над лично­стью обучающегося, классный руководитель, как педагогический работник по основной должности, может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за дан­ный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

4.3. За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов классный руководитель, как педагогический работник МБОУ СОШ №24 по основной должности, может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

 

С Функциональными обязанностями ознакомлена ___________ «____» ___________ 2014г.

Работник получил один экземпляр настоящих функциональных обязанностей

__________________________________________________

дата, подпись

Категория: Прочие локальные нормативные акты | Добавил: school24nt
Просмотров: 3181 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar