"Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, т.к. оно: личностно-ориентированное использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, поддерживает на всех уровнях: от знания, применяя до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда”.
В.В.Гузеев
Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
Структура
|
Требования к содержанию
|
1. Информационный раздел
1.1. Титульный лист
|
- Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).
- Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).
- Область научных знаний, рассмотренных проекте.
- Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).
- Данные о руководителе.
- Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).
|
1.2. Оглавление
|
Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
|
2. Описание работы
2.1. Введение
|
- Актуальность выбранной темы.
- Проблема (при наличии).
- Цель проекта.
- Задачи, поставленные для реализации проекта.
|
2.2. Описание проектной работы и ее результаты
|
- Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты) – при наличии исследования
- Выводы
- Список использованной литературы, электронные адреса.
- Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы).
|
3. Рефлексия деятельности
|
- Оценивание степени достижения поставленных целей.
- Оценивание качества результатов.
- Приобретенные умения, знания, навыки.
|
Критерии оценивания проекта
1. Оформление работы.
|
|
№ п/п
|
Критерий
|
Максимальная оценка
|
1
|
Оформление (соответствие структуре: титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание работы, выводы).
|
3
|
2
|
Формулировка цели исследования, проекта или решаемой задачи
|
2
|
3
|
Новизна и полнота изученной литературы
|
4
|
4
|
Ясность, логичность и последовательность изложения материала при описании работы
|
6
|
5
|
Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление, текстовых и цифровых данных}
|
10
|
6
|
Наличие практической части проекта
|
10
|
7
|
Наличие и качество обоснованно необходимого иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.)
|
5
|
8
|
Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной цели, задачам
|
5
|
9
|
Описание исторических аспектов проблемы (дополнительно)
|
2
|
Итого
|
45 (47)
|
Защита работы
№ п/п
|
Критерий
|
Максимальная оценка
|
1
|
Формулировка и обоснование цели исследования или решаемой задачи
|
1
|
2
|
Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы
|
2
|
3
|
Культура речи
|
1
|
4
|
Свободное владение материалом
|
2
|
5
|
Четкость обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче
|
1
|
6
|
Творческий подход к защите
|
1
|
7
|
Особое мнение жюри
|
2
|
Итого
|
10
|
Презентация
№ п/п |
Критерий |
Максимальный балл |
1 |
Цвет |
1 |
2 |
Шрифт |
1 |
3 |
Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.) |
1 |
4 |
Наличие собственных фотографий, схем, видео, рисунков |
1 |
5 |
Анимация |
1 |
|
ИТОГО |
5 |
Максимальное количество баллов за работу над проектом 60 (62 балла)
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения (по В.В. Гузееву)
Этапы работы
|
Содержание работы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
1. Подг-й
|
Определение темы и целей проекта
|
Обсуждают их, выбирают одну из тем
|
Предлагает темы проектов
|
|
Выделение подтем в теме проекта
|
Выбирают для себя подтему или предлагают новую
|
Принимает участие в обсуждении учениками подтем проекта
|
|
Формирование
творческих
групп
|
Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности между членами команды
|
Проводит организационную работу по объединению школьников в группы (на основе выбираемых подтем)
|
Подготовка материалов к исследовательской работе
|
Отдельные учащиеся привлекаются к разработке заданий
|
Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу
|
Установление способа предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса
|
Обсуждают и корректируют формы предоставления результата и критерии оценивания
|
Предлагает формы отчетов и примерные критерии оценивания работ
|
2. Планирование
|
Определение источников, способов сбора и анализа информации
|
Корректируют и дополняют предложения учителя
|
Предлагает основную литературу, способы сбора информации
|
3. Разработка проекта
|
Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента и др., ее обобщение
|
Осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации
|
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
|
4. Оформление результатов
|
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета. Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет
|
Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
|
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
|
5. Презентация.
|
Предоставление выполненной работы одним учащимся от группы или всеми членами группы
|
Докладывают о результатах своей работы
|
Организует экспертизу, привлекая учителей школы, учащихся старших классов, компетентных по данной проблеме,
приглашенных специалистов
|
6. Оценивание
|
Оценка работ согласно разработанным критериям
|
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
|
Оценивает совместно с эксперной группой работы учащихся, отмечает неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, качество отчета.
|
|