10 декабря 2016 года прошел урок по профориентации в 9 классах «Я выбираю профессию в IT».
Учащиеся 9 классов познакомились с профессиями в мире IT технологий, прошли тест на сайте http://buduguru.org и узнали, какие профессии им подходят.
Обучающий портал Microsoft Virtual Academy (MVA) предлагает несколько сотен интерактивных курсов обучения на 11 языках под руководством экспертов. Задача — помочь разработчикам, опытным ИТ-специалистам и заинтересованным учащимся освоить новейшие технологии, получить необходимые навыки и продвинуться по карьерной лестнице. Участие в программе MVA бесплатно.
На портале также доступны курсы для самообразования в рамках учебного трека "Введение в программирование"
http://www.microsoftvirtualacademy.com/#fbid=2xUTy1pXB8_
Посмотрели ролики о будущих технологиях
Посмотрели ролик о важности уметь программировать.
МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОФОРИЕТАЦИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ТВОЙ КУРС: ИТ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ»
|
«Я выбираю профессию в IT»
|
Этап тренинга
|
Содержание работы учительа/волонтера
|
Комментарии
|
1. Приветствие (1 минут)
|
- кратко рассказывает о проекте (цели, задачи);
|
Поддержка интереса и мотивации школьников к информационным технологиям (ИТ).
Отбор лучших практик и ресурсов для проведения занятий по тематике профориентации учащихся в ИТ и изучению основ программирования.
|
2. Кем и почему мечтают стать маленькие дети.
Фронтальная работа (5 минут)
|
Вопросы для обсуждения:
Кем вы мечтали стать в детстве?
Почему в детстве выбирают для себя такие профессии?
У кого сохранилось желание выбрать ту же профессию?
|
Фронтальная работа.
Учитель спрашивает по очереди или по поднятой руке учащихся и записывает на доске названия профессий, которые называют школьники. Затем следует обсуждение.
Подводя итог этой части занятия, учитель должен прийти к обобщению – какие и почему профессии нравятся детям, особенно остановившись на причинах выбора: игрушки, сказки, профессия родителей и ближайшего окружения, ТВ, кинофильмы, компьютерные игры и т.д.
|
3. Что влияет сейчас на выбор профессии старшеклассником, выпускником школы и какие факторы определяющие.
Фронтальная работа (5 минут)
|
Возможные ответы школьников: деньги, склонности, родители, престижность, интересы, успехи в школе, способности, связи, давление сверстников, СМИ, семейные традиции, перспективы и т.д.
Обсуждение:
Как бы вы ранжировали этот список?
Что для вас на первом месте? Почему?
|
Продолжение фронтальной работы.
Записать на доске факторы, влияющие на выбор профессии выпускниками школы.
Предложить им ранжировать список и определить 3-5 чаще всего встречающихся фактора.
Прийти к выводу, что нельзя игнорировать, прежде всего, интересы, способности, перспективность профессии. Предложить обсудить один из названных факторов – престижность.
|
4. Какие профессии считаются самыми престижными среди учащихся? (10 минут)
- мозговой штурм (групповая работа) обсуждение в большой группе – почему так считают
- выбор пяти предпочитаемых школьниками профессий
- знакомство со списками престижных и перспективных профессий
|
В Интернете можно найти несколько вариантов со списками самых престижных профессий. Приведем два:
Самые востребованные в перспективе профессии
Строители, Инженеры, IT специалисты, Менеджеры, Переводчики и лингвисты, Нанотехнологи, Специалисты в области биотехнологий и биоинженерии, Маркетинг
Сервис, Логистика.
Самые престижные и доходные сегодня профессии
Юрист, нотариус, прокурор, судья, директор, менеджер, врач, фармацевт, банкир, служащий банка, экономист, финансист, бизнесмен, предприниматель, министр, депутат, государственный служащий, работник компьютерной фирмы, программист, бухгалтер, аудитор, работник шоу-бизнеса
Вопрос для обсуждения:
Какие профессии сохранят престижность и востребованность в ближайшие 5-10 лет? Почему?
|
Это занятие проводится в форме мозгового штурма в составе малых групп. Группы формируются любым удобным для учителя способом в составе 4-5 человек. Группа должна выбрать, кто будет выступать от ее имени, кто записывать идеи, а кто следить за временем. Учитель объявляет, как долго будет длиться обсуждение (5-7 минут). В начале, следует рассказать о том, что такое мозговой штурм и познакомить с его правилами: ни одно из высказываний не игнорируется, не обсуждается и не оценивается. Высказаться должны все в группе. После окончания работы представители каждой группы (спикеры) оглашают по очереди результаты, а учитель записывает их на доске. Повторяющиеся варианты не оглашаются – просите учащихся внимательно следить за результатами работы других групп и вычеркивать из своих списков повторяющиеся варианты.
Задача мозгового штурма: составить список наиболее престижных профессий с точки зрения учащихся и выбрать из всех вариантов 3-5 наиболее престижных.
Попросить каждую группу объяснить, почему они считают наиболее престижными именно эти профессии.
В заключении учитель знакомит школьников со списком наиболее престижных профессий с точки зрения исследований или социологов. Говорит о том, что общего и что различного в списках школьников и в материалах социологов.
|
5. Профессии, связанные с компьютерными технологиями (2 минуты)
|
|
Учитель говорит: давайте сейчас поговорим о тех, кто делает это будущее уже сегодня…как вы, наверное, уже догадались, мы займемся одним из самых престижных и востребованных направлений – профессиями, связанными с информационными технологиями.
|
6. Какие профессии включает в себя группа «IT специалисты» (8 минут) и кто нужен IT компаниям и работодателям в принципе?
|
Специальности, которые называют участники, можно записывать на доске. После того, как все, что знают школьники будет названо, вывести на экран основной список
1) Программист;
2) Системный архитектор;
3) Специалист по информационным системам;
4) Системный аналитик;
5) Специалист по системному администрированию;
6) Менеджер информационных технологий;
7) Менеджер по продажам решений и сложных технических систем;
8) Специалист по информационным ресурсам;
9) Администратор баз данных.
10) PR
11) Специалисты по маркетингу и рекламе
12) Евангелисты
И т.д.
Перечень самых востребованных ИТ-специальностей (перечислены ниже в порядке убывания востребованности) ныне по оценкам SuperJob выглядит так:
- Программист 1С
- Системный администратор
- Специалист технической поддержки
- Программист Java
- Программист PHP
- Тестировщик
- Программист C++
- Консультант SAP
- Консультант по внедрению и сопровождению 1С
- Web-дизайнер
- Программист .NET
- SEO - оптимизатор
- Верстальщик
- Программист C#
- Сервисный инженер
- Системный аналитик
- Программист SQL
- Разработчик Oracle
- Администратор СУБД Oracle
|
Фронтальная работа. Здесь возможна и работа в группах, - какая группа вспомнит больше профессий. Желательно изменить состав групп, чтобы учащиеся смогли ненадолго прерваться и подвигаться.
Актуализация знаний: (называют все, что смогут вспомнить)
Перечень IT специальностей гораздо обширнее, чем можно предположить. Более того, что означают эти специальности, знают только люди непосредственно с IT связанные. В Приложении 6 дается некоторая систематизация профессий и краткое объяснение – кто, чем занимается.
Вывод, к которому следует прийти на данном этапе тренинга: IT специальности очень разнообразны. Все, кто интересуется техникой, управлением, дизайном, творчеством, кто склонен фантазировать, придумывать, все могут найти применение своим склонностям и интересам. В сфере IT найдется место и успешным управленцам, предпринимателям, которые видят возможности и перспективы информационных технологий, умеют придумывать идеи, могут организовать команду разработчиков. (Например, создатель социальной сети «В Контакте» Павел Дуров филолог по образованию)
После этого учителю необходимо перейти к обобщению и рассказу о преимуществах IT специальностей.
|
7. Преимущества IT специальностей (5 минут)
|
В России профессия компьютерщика сейчас престижна и хорошо оплачивается. На специалистов в этой области существует постоянный спрос. Поэтому многие студенты устраиваются подрабатывать уже на втором-третьем курсе, никаких проблем с поиском места у них обычно не возникает. Специалисты говорят о больших возможностях так называемого оффшорного программирования, когда зарубежные компании размещают заказы на разработку программного обеспечения в России.
Итак, налицо пять преимуществ IT-специализации:
- работа интересная, много возможностей для самореализации.
- можно хорошо и много зарабатывать.
- безработица не грозит.
- можно работать практически в любой стране и из любого места (дома, в офисе).
- вы будете по-настоящему нужным человеком, будете помогать людям, а для многих из нас осознание этого действительно важно.
- неограниченные возможности
|
Мостиком к этому этапу может быть высказывание о динамичности IT.
Учитель говорит: давайте посмотрим, что думают о программировании и IT сами ITшники, в каких условиях работают – создатели таких компаний как Twitter, Facebook, Microsoft
Ролик: https://www.youtube.com/watch?v=X6D1HVUU71s
|
8. Как стать IT специалистом? (3 минут)
|
Как сделать первый шаг на пути к IT карьере?
Где, как, какие получить знания?
Какими инструментами и программами пользоваться? Кто им может в этом помочь?
Презентация курсов и мероприятий центра и проекта в целом, которые помогут раскрыть ребятам свой потенциал:
- семинары по авторскому праву и безопасности в интернете
- курсы в рамках трека «Введение в программирование» и «Введение в технологическое предпринимательство и стартапы». Что ребята узнают? Чему смогут научиться?
- дополнительные мероприятия и активности центра;
- возможность скачать бесплатное ПО для разработчиков по программе DreamSpark;
- другие бесплатные возможности для школьников и студентов, которые предлагает Microsoft.
*Введение в программирование –Kodu и создание приложений
(+ самостоятельное прохождение курсов по языкам программирования C# и платформы .Net, разработке приложений на портале)
|
Поинтересуйтесь у ребят: хотели бы они научиться создавать свои собственные компьютерные игры или научиться писать приложения и игры для смартфонов, освоить универсальный язык программирования, узнать как сделать свой стартап или ИТ бизнес? (Можно продемонстрировать игру, созданную в Kodu)
Расскажите ребятам о проекте «Твой курс: ИТ для молодежи» и о вашем центре, в котором они смогут пройти дополнительные курсы и поучаствовать в мероприятиях. Попросите их зайти на сайт, зарегистрироваться или подписаться на группу проекта в социальной сети «В Контакте», чтобы получать самую актуальную информацию о конкурсах, мероприятиях, новостях из мира IT.
Расскажите кратко о других возможностях, которые предлагает Microsoft студентам и школьникам:
- пройти бесплатные курсы для самообразования
- получить бесплатное программное обеспечение для учебы
- получить свои первые сертификаты, подтверждающие знания,
- поучаствовать в конкурсах,
- узнать больше о ВУЗах и работодателях, профессиях, умениях и навыках, которые пригодятся человеку любой профессии в будущем.
Необходимо сказать пару слов о глобальной инициативе Microsoft Youth Spark в рамках которой проводится проект «Твой курс: IT для молодежи» в России.
|
|