Маршрут "Дом-школа-дом"
Инструкция по применению.
Очень важным инструментом по практическому обучению детей самого младшего школьного возраста является схема безопасного движения от точки "А" в точку "Б", то есть от дома до образовательного учреждения, до учреждения дополнительного образования и обратно домой.
Кому нужен маршрут "Дом-школа-дом":
- родителям
-педагогам
-самим детям, для ориентирования в транспортной среде
Зачем нужен маршрут "Дом-школа-дом":
схема безопасного движения ребенка при правильных методиках создания дает возможность идентифицировать схематично изображенные рисунки с реальной дорожной ситуацией и двигаться по проложенному маршруту безопасно. Но в первую очередь создание безопасного маршрута необходимо для совместной проработки ребенком и взрослым маршрута движения и
адаптации ребенка к реальным дорожным условиям.
Где должен быть размещен безопасный маршрут "Дом-школа-дом":
Маршрут движения ребенка должен быть размещен на основной - главной - странице самого часто используемого учебника или тетради. Чаще всего для этих целей выделяют первую внутреннюю страницу дневника, так как дневник будет с ребенком целый учебный год. Под нарисованной схемой подписывается родитель (законный представитель) и учитель, что означает
ознакомление и согласие
Что должно быть отражено в схеме безопасного маршрута "Дом-школадом":
- все здания и сооружения, встречаемые на пути движения из точки "А" в точку "Б", с названиями-идентификаторами (например, магазин КИТ, школа развития Паллада и т.д.)
- все пересечения проезжих частей, тротуары, все объекты улично-дорожной сети (знаки, светофорные объекты, пешеходные переходы и так далее)
- непосредственно дом и здание самого образовательного учреждения (учреждения дополнительного образования)
-названия улиц, по которым осуществляется движение
- телефоны для экстренной связи (родителей, родственников, учителей)
И, наконец, самое главное - как создать безопасный маршрут "Домшкола-дом", чтобы он стал действительно эффективным инструментом воздействия и повышения уровня ответственности за поведение в транспортной среде школьника начальной школы?
Для этого необходимо соблюдение следующих условий:
1. Работа по созданию безопасного маршрута должна начаться с краткой зарисовки (черновика) вместе с ребенком на отдельном листе всех зданий и сооружений, объектов улично-дорожной сети, дорог и тротуаров, встречающихся на пути следования
2. Взяв эту зарисовку, взрослому вместе с ребенком необходимо выйти на улицу, и фактически пройти каждое здание или сооружение, отмеченное на зарисовке, отождествляя реальное здание нарисованной схеме. Этот этап очень важен для ребенка, так как благодаря данной идентификации и идет процесс определения и совмещения конкретного объекта с нарисованной схемой.
3. Необходимо предусмотреть максимальное количество маршрутов движения, исходя из конкретных дорожных условий. Пройти вместе с ребенком различными путями, пусть какие-то из маршрутов будут намного длиннее предполагаемого первоначально взрослым. Взрослому нужно помнить, что его планы и действия ребенка - не всегда совпадают. Вполне может оказаться, что ваш ребенок пойдет по более длинному пути, потому что он будет лежать через дом одноклассника. Но в любом случае ребенок должен знать, где и как ему пройти безопасно.
4. Не всегда дорога от школы до дома оборудована необходимыми средствами регулирования. Задача взрослого-научить ребенка переходить БЕЗОПАСНО ЛЮБОЙ участок проезжей части. А это значит, что необходимо научить слышать звуки приближающегося автомобиля, иметь навыки определения опасности, отсутствия раздражителей - отвлекающих элементов типа телефонов, планшетов, медийных проигрывателей.
5. Только после прохождения всех вышеуказанных этапов можно приступать к рисованию самого маршрута. Вместе с ребенком нарисуйте те же самые здания и сооружения, что и в черновике, и прорисуйте всевозможные маршруты движения. Совместные занятия по составлению маршрута "Домшкола-дом", обсуждения, выбор удобного маршрута, помимо укрепления внутрисемейных связей, дают еще одну уникальную возможность подчеркивания доверия друг другу в схемах взаимодействия "взрослыйребенок".
И в завершение.
Позвольте ребенку быть самим собой. Отпустите его. Пройдя несколько раз безопасный маршрут "Дом-школа-дом", повторив основные правила безопасности - дайте возможность пройти ребенку этот маршрут одному.
Самостоятельно. Родителю можно и нужно быть рядом - но так, чтобы ребенок сам выбрал свой маршрут движения, сам осознавал, куда ему идти, и где ему идти просто нравится больше. И мнение ребенка необходимо принять. Задача взрослого - сделать выбранный именно ребенком маршрут безопасным.
|